Заправляя автомобиль после продолжительных новогодних каникул, россияне могли заметить, что топливо существенно подорожало. Основными причинами стали увеличение акциза на нефтепродукты и рост нефтяных котировок. Но даже после того, как цены на нефть пойдут вниз, что, по мнению аналитиков, случится ближе к весне, надеяться на коррекцию стоимости бензина не стоит, пишет РБК daily.
Если 24 декабря литр бензина самой покупаемой марки Аи-92, по данным ИАЦ «Кортес», в среднем по стране стоил 23,71 руб., то 14 января цена превысила 24 руб. Больше других увеличение стоимости Аи-92 в новом году ощутили на себе жители Северо-Западного федерального округа (+0,44 руб. с начала года), самое несущественное повышение цен было на юге страны (+0,03 руб.).
Цены на топливо росли не только в рознице, но и на оптовом рынке. «Регуляр-92» подорожал до 25,5 тыс. руб. за тонну (+2,5% с начала года) на фоне высокого спроса со стороны трейдеров, стремившихся пополнить запасы продукта после продолжительных каникул», — говорится в отчете ИАЦ «Кортес». Поддержку ценам на автобензин также оказывала высокая эффективность экспорта. На прошедшей неделе экспорт бензина Аи-92 был в среднем на 1680 руб. за тонну прибыльнее его реализации на внутреннем рынке.
При этом розничная торговая наценка на АЗС продолжает снижаться: если в конце декабря этот показатель в среднем по стране составлял 28,2%, то в прошлую пятницу коэффициент не превысил 26,3%.
По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Алексея Кокина, увеличение цен на автомобильное топливо связано в первую очередь с ростом нефтяных котировок. Цена февральского фьючерса на Brent по состоянию на закрытие пятничных торгов составила 98,68 долл. за баррель. Вверх нефтяные индексы подтолкнула авария на Трансаляскинском нефтепроводе, по которому прокачивается 15% добываемой в США нефти. В результате ВР, ConocoPhillips и ExxonMobil были вынуждены сократить добычу нефти в Арктической низменности на 95%, а нефтепереработчикам пришлось закупать нефть в России.
На нефтяные цены повлияла еще одна авария — Statoil приостановила добычу на месторождениях Snorre и Vigdis (суммарная добыча 157 тыс. барр. в сутки) из-за утечки газа. «Ситуация с высокими ценами на нефть продлится еще несколько недель, а потом они вернутся в коридор 78—85 долл. за баррель», — уверен директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Правда, по его мнению, снижение нефтяных цен не повлечет за собой сокращения стоимости автомобильного топлива.
«К тому моменту, как эффект падения котировок нефти докатится до розничного рынка, мы войдем в сезон увеличения спроса на автобензин и дизельное топливо», — уверен г-н Строков. Дополнительным поводом для роста стоимости топлива стало увеличение с начала года акциза на нефтепродукты, добавляет он.
Сильнее всего в 2010 году выросла средняя цена дизельного топлива — на 23%: в январе его стоимость составляла всего 18,46 руб. за литр, а в декабре уже 22,70 руб. за литр, пишет "Коммерсантъ". Александр Назаров из ИФК "Метрополь" считает, что на рост цен на бензин в конце 2010 и начале 2011 годов повлияла налоговая политика государства и высокие цены на нефть. Пока рост цен ниже роста акцизов, поэтому активно дорожать автомобильное топливо будет всю весну, добавляет эксперт. Хотя бензин является социально значимым продуктом, вряд ли рост цен сильно обеспокоит потребителей, а государству эти деньги нужны: бюджет до сих пор находится в дефицитном положении.
В ноябре—декабре 2010 года, когда цены на нефть активно росли, российский бензин не подорожал катастрофически, поскольку цена топлива уже была достаточно высокой для сезона, говорит руководитель ИАЦ "Кортес" Павел Строков. По его словам, на данный момент маржинальность топливного бизнеса достигла такого уровня, что можно ожидать подъема цен на 10%. Эксперты ИАЦ "Кортес" ожидают, что розничная цена на бензин в начале мая достигнет 28 руб. за литр. "Странно говорить о снижении цены бензина, когда налоговая составляющая в ней достигает 60%", — считает господин Строков.
Дизельное топливо — экспортно ориентированный продукт: в среднем 50% дизеля идет на экспорт. Масштабный рост цен на дизельное топливо на внутреннем рынке связан с дорожанием продукта на мировом рынке, холодной погодой и высоким спросом в Европе, страдающей от аномальных холодов, отмечает Павел Строков. В итоге на внутреннем рынке, особенно в рознице, наблюдается дефицит зимнего дизтоплива, что приводит к росту цены на него, добавляет эксперт.
|